Кто такой державин в жизни пушкина


План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:
"Г.Р. Державин. Жизнь и творчество"

<?xml:namespace prefix = v /??> <?xml:namespace prefix = o /??> Урок посвящен жизни и творчеству Г.Р.Державина и приурочен 270-летию поэта. На данном уроке рассматривались этапы жизни и творчества поэта, была показана связь с Оренбургским краем. Обучающиеся анализировали стихотворения, оды Державина. С этой целью была проведена работа в группах. Также учащиеся индивидуально подготовили сообщения о жизни и творчестве Гавриила Романовича. На уроке прослеживается связь литературы с историей, краеведением. Использованы такие формы работы: работа в группах, индивидуальная работа, дифференцированная работа.

Предварительный просмотр:

Тема: Г. Р. Державин. Жизнь и творчество;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цели: предметные: 1. вослед знакомству с творчеством М.В. Ломоносова продолжить развивать понятие классицизма на примере литературного наследия Г. Р. Державина;

2. познакомиться с Г.Р. Державиным как государственным деятелем;

3. определить тему и основную идею поэзии Державина;

4. заострить внимание на проблеме жизни и творчества;

метапредметные: показать связь русской литературы и истории ( на примере истории первой половины XVIII века, эпохи правления Екатерины II)

воспитательные: проникнуть учащихся мыслью о величии и толерантности русской литературы;

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал)

Формы и приемы работы: индивидуальное сообщение, коллективная работа, работа в группах, дифференцированная работа.

Ход урока: 1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В гостях учителя, поприветствуем их, выразим к ним свое уважение.

2. Определение темы урока, постановка целей.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Я царь - я раб, я червь - я бог.

Человек, написавший эти мощные строки,- Гавриил Романович Державин. Несколько дней назад 15 сентября в Оренбургской области в его родовом поместье в Бузулукском районе в селе Державино широко отметили 270-летие со дня рождения поэта. Интересно, что он - ровесник Оренбурга, год рождения обоих-1743-й.

-Вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете данные строки: « Я царь - я раб, я червь - я бог»?

- Что значат слова царь, бог?

Где Державин ощущает себя царем, богом? (создавая произведения, в своем творчестве) Что значит слово раб? Можем ли мы сказать, что поэт повинуется слову? (выполняет свой долг поэта)

Исходя из этого, сформулируйте тему урока. Запишите тему и число в тетрадях.

2. Индивидуальное сообщение (предварительное домашнее задание) по биографии Г.Р. Державина.

1-ый ученик. Родился поэт в небогатой дворянской семье. Рано потерял отца, и матери приходилось очень трудно, чтобы вырастить и воспитать двух сыновей. В Оренбург он попал в 8 лет, когда отца перевели по службе. Где жили Державины неизвестно, но ясно что в центре нынешнего Оренбурга, городок тогда состоял из считанного количества домиков.

В 1759-1762 гг. поэт учился в Казанской гимназии. Он прекрасно знал немецкий язык, много читал, занимался рисованием. Писать стихи он начал еще в гимназии. Затем Гавриил отправляется покорять столицу, служил в Преображенском полку вместе с солдатами из крепостных. Участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II, в подавлении Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева на территории Оренбургской губернии.

Мы можем представить Державина возвышенным автором од или учителем А. С. Пушкина. который на картине И. Репина, приставив ухо, слушает молодого поэта на экзамене в Царскосельском лицее.

Учитель: Державин тогда сказал: «Я могу спокойно умереть, мое перо поднимет Пушкин».

2-й ученик. К 1770 годам впервые проявился державинский дар. Поэт переводит оды с немецкого языка, начинает писать оды собственного сочинения. С этого момента и до 1791 года основным жанром стала ода. Произведения, сделавшие Державина известным: «На смерть князя Мещерского», «К Фелице», «Бог», «Водопад» и многие другие.

Свое творчество Державин совмещает со службой.

После сочинения оды «К Фелице», обращенной к императрице, был награжден Екатериной II. Служил Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет- секретарем Екатерины II, министром юстиции. Нам он памятен и дорог как предшественник Пушкина, и, конечно, как человек, жизнь и судьба которого связана с Оренбуржьем. В селе Державино сохранился семейный памятник Державиных, храм, построенный его родителями, куда он возвращался не раз.

Физ. минутка для глаз.

3. Актуализация знаний.

Изучая биографию поэта, мы неразрывно связываем его с творчеством.

Изучать его мы будем, работая в группах.

Работа в группах.

1-я группа изучит стихотворение «Властителям и судиям».

2-я- «На смерть князя Мещерского».

3-я группа- «Признание».

1-я группа.

«Властителям и судиям».

-Кого имеет ввиду Державин, говоря «земные боги»?

-Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей?

-Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властей?

-К кому обращается Державин в последней строфе?

Учитель. Итак, человек смертелен. Мысль об этом не давала покоя поэту с начала его творчества и до последних лет его жизни. Эта тема перекликается и с одой «На смерть князя Мещерского».

2-я группа. «На смерть князя Мещерского».

- О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения?

- К кому обращается автор в стихотворении?

-О чем сожалеет лирический герой?

-Какую тему поднимает автор в стихотворении?

- Почему автор говорит «жизнь есть мгновенный дар»?

-Актуальна ли эта тема в наше время?

Учитель. Теперь перейдем к выступлению 3-й группы. В оде «Признание» ярко проявилась сатира. Какая? Посмотрим.

3-я группа. «Признание».

- Как проявляется сатира в этом стихотворении? Кто становится объектом?

-Какие черты характера Державина проявились перед нами в стихотворении? В чем признается поэт?

-Какие слова могли бы стать девизом творчества Державина?

Каждый человек должен после себя оставить потомкам память, сделать что-то, чтобы о нем все вспомнили.

- Какую память оставляет после себя Державин?

Свой «Памятник» Державин написал еще при жизни. Прочитаем его.

-Определите тему стихотворения. Каким видится памятник поэту? Какую заслугу поэта будет помнить будущее поколение?

Итог урока. Рефлексия.

Каким вы увидели Державина для себя? Запишите начало фразы и закончите ее.

Творчество Державина мы должны знать, потому что…

Перед вами ступеньки лестницы (на доске)

На какую ступень вы бы себя поставили?

Домашнее задание (дифференцированное)

Кто поставил себя на высшую ступень, напишет сочинение «Мое отношение к творчеству Державина».

Кто на вторую, провеет лексический анализ од Державина( слова высокого стиля, тропы и фигуры речи).

  1. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 томах. Том 6. М. 1981. С.7-74.
  2. Булкин В.А. Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л. 1981. С. 91

3. Газета «Оренбуржье» // № 9.-2013.



кто такой державин в жизни пушкина:&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&n

кто такой державин в жизни пушкина