Сказка петя и волк кто на чем играет


План-конспект урока по музыке (2 класс) по теме:
Петя и волк

Тема урока. «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре.

- формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

- познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и звучания (тембров);

- обеспечить условия для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;

- воспитывать музыкальный вкус.

Вид урока: мультимедиа урок с применением смешанных технологий.

( Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедийный урок. т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, является одним из прогрессивных вариантов проведения уроков в современном информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла)

- технология развивающего, проблемного обучения;

Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия.

Средства обучения: интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; стенд «Инструменты симфонического оркестра», индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.

I Организационный этап (2 мин)

  • Музыкальное приветствие
  • Просмотр видеофрагмента

II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)

  • Беседа, объявление темы урока

III. Актуализация знаний (1 мин.)

  • Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов

IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)

  • Беседа с учителем
  • Работа со слайдами презентации «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»
  • Прослушивание аудиофрагментов симфонической сказки

V. Первичное закрепление (5 мин.)

  • Видеоролик (фрагменты из мульфильма)
  • Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве физминутки»

VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)

  • Отгадывание загадок с использованием карточек
  • Интерактивная игра «Проверь себя»

VII. Информация о домашнем задании (1мин.)

VIII. Рефлексия (1мин.)

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Вас всех, поздравляю с началом урока!»

- Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!

Просмотр видеофрагмента (П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)………………………………………………………….

II. Мотивация, постановка цели урока.

- Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов телевизоров, на волнах радиостанций. Может кто-нибудь знает, как называется эта музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её великий русский композитор, уже известный вам по первому классу, Пётр Ильич Чайковский (обратить внимание детей к портрету) для балета под названием «Щелкунчик».

-Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)

- Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый оркестр! Оркестр симфонический.

- Ребята, а кто-нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)

- Каждый музыкант оркестра играет на музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!

- Вы наверняка, какие-нибудь музыкальные инструменты узнали!

(выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации….

- Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.

- А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь! Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на прошлом уроке……………………………………. ….

III. Актуализация знаний.

- Кто подскажет, как она называлась? («Петя и волк»)

-Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С. Прокофьев)………………………………………………………….

- Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?

- В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–учебник. И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов.

- Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите их.

И у каждого из них в сказке своя музыкальная тема и свои инструменты.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Ну, вот взять хотя бы Петю………………………………………….

-Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети?

- Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и покажите, как на них играют музыканты.

- Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил исполнять роль храброго Пети главным инструментам симфонического оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в струнную группу симфонического оркестра…………………………… Стенд

Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас, целая семья струнно-смычковых инструментов!

- А почему такое странное название «струнно-СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить ответы детей пояснениями про смычок)

Блиц-опрос: Как играют на…скрипке,

- А теперь вспомните, как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер передаёт музыка? …………………………………………………….

Какое слово не подходит?

- А какой инструмент симфонического оркестра может хорошо сыграть сердящегося ворчуна?

-В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык слово «фагот» означает вязанка дров).

Скажите, а как звучит голос фагота, на каких звуках: высоких или низких?

Фагот относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой группе он самый низкий по звучанию духовой инструмент………………………………………………………………… Стенд

- А кого изображает эта музыка.

Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски композитор нарисовал музыкальный портрет птички!

-Расскажите, какое настроение у этой музыки?

-Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта.

На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок. …………………………………………………………………….Стенд

-А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?

Покажите жестами, как движется это персонаж………………..….

- Как, по-вашему, к какой группе инструментов симфонического оркестра, относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)

Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет.

- Как звучит голос кларнета?

Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных лапок.

- Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет птичью роль в этой скаке. Правда, эта птица не умела летать.

- Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой.

- Как звучит голос гобоя?

- На самом деле в этой сказке с гобоем произошла не совсем обычная история.

Дело в том, что этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

- Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка………………………………………….
- На самом деле у валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда-то они подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет исполнять необыкновенно красивые мелодии.

Но оказалось, что если несколько валторн сразу, в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.

Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ…..…… Стенд

- Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции. Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка, очень длинная! Если эту узенькую трубку размотать, то длина валторны получится почти три с половиной метра.

V. Первичное закрепление.

- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса!(видеоролик).

- Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть? (Охотники)

- Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы? (ударная группа)

Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с войлочными колотушками………………………………………….

- Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр! Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом году в наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала одна весёлая песенка! Вспоминайте……………….… песня с ритмопластикой

VI. Первичная проверка понимания.

- Ну, а сейчас – загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек, которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите перед собой.

- Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь.

Инструмент я очень древний.

К деревянным отношусь.

Мой регистр самый верхний

Этим очень я горжусь!

Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.

Правильность ответов сверяем с доской……………………………

«Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!

Уважает меня деревянная родня,

Хоть ворчу я на народ…» - глухо вымолвил

С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу

Вышла дудочка точёная,
Вся изящная, вся чёрная.

«Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет,
А зовут меня….»

Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия……………

Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б кто-нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой длинной в три метра всех смогла бы удивить.

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет…

Чуть побольше скрипочки,

Четыре струнки и смычок…

Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка.

Кто Это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки
(литавры) ……………………………………………………….

- Ну, и напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь себя»………….

Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне «сигнализирует».

VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).

- Вы большие умницы!(после игры) Ничего не перепутали, во всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра)

- А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют, как звучат их голоса)

- Кому-то было трудно или непонятно? Понравилось?

- Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни?

VIII. Информация о домашнем задании.

- Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте симфонического оркестра в нашей Курской филармонии? Ну, вот, можно смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне.

- На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.



сказка петя и волк кто на чем играет:Знакомство с инструментами симфонического оркестра

сказка петя и волк кто на чем играет