О чем говорят сюрреалистические произведения искусства


Сюрреализм. По ту сторону реальности

Сюрреализм - (surrealisme) с французского - сверхреализм. Направление в искусстве, сформировавшееся в 20-х годах XX века. Изначально возник в литературе, а позже охватил живопись, кинематограф и др. виды искусства.

Считается, что термин "сюрреализм" впервые применил в 1917 году поэт Гийом Апполинер, определив свою пьесу "Сосцы Тересия" как сюрреалистическая драма. Страницы журнала "Litterature", который создали Андре Бретон и Филипп Супо, стал рупором зарождающегося сюрреализма, близкого, возникшему в Цюрехе в 1916 году дадаизму. Дадаистов возглавлял Тристан Тцара, основополагающей идеей которого, было отрицание эстетических, культурных и социальных ценностей. Скандальность и стремление к неограниченной свободе, объединяющие качества этих двух течений. После гибели движения "дада", Тцара, Бретон и Супо образуют новое течение - сюрреализм, но теперь место главнокомандующего занимает Андре Бретон. В 1919 году выходит поэма "Магнитные поля ", совместная работа Бретона и Супо, заявившая себя как первое сюрреалистическое литературное произведение. "Поля" были созданы путем автоматического записывания мыслей и ассоциаций без поправок и знаков препинания. В 1924 году Андре Бретон публикует "Манифест сюрреализма ", в котором призывает литературу уйти от штампов и пошлости, а также говорит об использовании подсознательных идей, об объединении сновидений с реальностью.

Великий метафизик. Кирико 1924

В живописи сюрреализм нашел свое выражение в более блестящих представителях.

Ярчайшим художником-сюрреалистом является Сальвадор Дали. который говорил: "Сюрреализм - это я ". Его произведения написаны в академической манере, тщательно выписаны и натуралистичны, однако предметы в его произведениях показаны как бы через призму бредового сознания. В 1929 году вышел первый сюрреалистический фильм "Андалузский пес ", сценарий которого был написан Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем. В этом же году Дали был принят в ряды сюрреалистов. В 30-х годах Дали развивает, на основе психоанализа, свой собственный параноико-критический метод. в ходе которого художник, систематизирует и контролирует определенный тип галлюцинаций, используя их в качестве источников вдохновения.

Дали независим, Дали эксцентричен и скандален, Дали неслыханно известен, из-за своих выходок и политических взглядов художника изгоняют из общества сюрреалистов в 1939 году.

Рене Магритт видел сюрреализм в парадоксальных сочетаниях совершенно реальных объектов. Важную роль в произведениях Магритта играли их названия. сложной ассоциативной связью между словом и изображением художник подчеркивает, что изображение предмета, не тоже самое, что реально существующий предмет. Магритт не использовал в своих произведениях теорию психоанализа, как это делал, к примеру, Сальвадор Дали. Его картины метафизичны, поэтичны и неожиданны.

Хуан Миро, которого причисляют к плеяде сюрреалистического движения, никогда себя официально сюрреалистом не признает, однако Миро с ними тесно сотрудничает и принимает участие в выставках, организованных именно сюрреалистами. Его картины скорее напоминают абстрактно-сюрреалистическую живопись. чем чистый сюрреализм.

Еще один художник, вошедший в историю живописи как сюрреалист - Джорджо де Кирико. В ряды сюрреалистов был принят в 1924 году, однако всего через два года идеологи сюрреализма резко критикуют новые произведения де Кирико, а уже в 1929 году в результате творческих разногласий художник покидает движение. Свое творчество де Кирико называет "метафизическим ", в котором стремится разрушить логическое объяснение реальности.

Это не трубка. Магритт 1929

Теперь перейдем к той части статьи, в которой хотелось бы систематизировать некоторые влияния, основные понятия, принципы, методы сюрреализма.

Итак, стремление к ни чем не ограниченной свободе еще берущее свои корни с времен дадаизма, перекочевала вместе с бывшими дадаистами в новое, более осмысленное течение - сюрреализм. Если дадаизм отрицал все эстетические, моральные и общественные ценности, будучи по сути анархизмом в искусстве, ничего не имея кроме этого самого отрицания, то сюрреализм уже приобрел идеологическую платформу и обоснование.

На становление идеологического фундамента в большой степени повлияли теоретические труды по психоанализу Зигмунда Фрейда. который писал, что сновидения состоят из образов, мыслей, воспоминаний и желаний, обитающих в подсознании человека, вытесненных сознанием как неприемлемое разумом, логикой, моралью.

Из этого мира, мира подсознания сюрреалисты и черпали свои образы, не пренебрегая и самыми отвратительными инстинктами - агрессия, насилие, секс и д.р. Впрочем, у сюрреалистов были предшественники Иероним Босх. Франсиско Гойя, создавшие в свое время не менее впечатляющие произведения. Реальность, но ничем не ограниченная, не подчиненная законам и правилам, реальность подсознания все-таки имела большие шансы существовать, чем всеотрицающее, похожее на юношеский максимализм движение "дада".

Сновидения, галлюцинации, бред использовались сюрреалистами в качестве источников вдохновения. Они стремились объединить два отдельно существующих мира - мир подсознания и мир реальности. Излюбленным методом сюрреалистов было автоматическое письмо - создание литературного произведения, без контроля разума, часто такие произведения создавались в ходе коллективного гипноза. Также нередко представители сюрреализма брались за создание произведения сразу после сна, пока разум и логика не включились в работу. Еще один метод, разработанным Максом Эрнстом фроттаж - бумажный лист клался на рельефную поверхность, затем натирался графитом, получалось случайное и неожиданное изображение. Кроме того, сюрреалисты использовали другие виды случайного получения рисунка - копчение. в результате которого от копоти свечи на бумаге оставалась пятна. Кляксы, пятна от туши, чернил впоследствии дорабатывали.

Материнство. Миро 1924

Известны также и игры сюрреалистов, к примеру, "великолепный труп " в ходе такой игры, создавалось коллективное литературное произведение. Каждый из участников писал на листке слово и передавал следующему, загибая написанное, в результате такой игры получались совершенно неожиданные фразы - "Изысканный труп выпьет молодое вино" или "Устрица из Сенегала съест трехцветный хлеб". Сюрреализм -групповое явление, зачастую творчество также носит коллективный характер.

Вторая мировая война внесла коррективы в ход развития сюрреализма, многим членам группы пришлось искать убежище от фашистских захватчиков на территории США, где, впрочем, нашлись и свои поклонники, в основном благодаря таланту Сальвадора Дали. Однако по возвращении в Париж движение, каково оно было в былые годы, не удалось возобновить. Хотя Андре Бретон до конца своих дней утверждал, что созданное им движение сохранилось. Датой официальной гибели сюрреализма считается 1969 год, хотя его влияние на все виды искусства ощущается и поныне.

Комментарии. (Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.)



о чем говорят сюрреалистические произведения искусства:Сюрреализм. По ту сторону реальности Сюрреализм - (surrealisme) с французского - сверхреализм . Направление в искусстве, сформировавшееся в 20-х годах XX века. Изначально возник в литературе, а

о чем говорят сюрреалистические произведения искусства