Особенности семьи как объекта исследования


Глава 1. Психические особенности детей из многодетных семей как объект исследования

Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье.

Потребность в изучении психологических факторов формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье вызвана двумя причинами:

Первая заключается в том, что многодетная семья принадлежит к "нетипичным" семьям, и есть все основания полагать, что в ней, как в любой нетипичной семье, возникают особые, специфические психологические обстоятельства, небезразличные для развития психики ребенка, становления его индивидуальности. К сожалению, до сих пор нет полных сведений о распределении семей по детности, полученных при переписи населения 1989 года, поэтому судить о количестве многодетных семей можно только, по региональным данным; они свидетельствуют о том, что в последние годы семьи с тремя и более детьми составляет по разным регионам от 6 до 12-13%.[3]

Однако, как показывают некоторые опросы, репродуктивные установки значительно выше: в Москве при улучшении материальных условий жизни- 44% женщин хотели бы иметь трех детей, 7,5%-четырех, около 4% - пятерых и больше. [2]

Поэтому анализ специфики психического развития ребенка в многодетной семье актуален для перспективного планирования семьи.

В отечественной психологии исследований на эту тему практически нет с конца 20-х годов. Исходя из теоретических представлений, считается, что большая семья имеет определенные преимущества, заключающиеся, в частности, в возможности разновозрастных отношений детей, существенно увеличивающих и обогащающих коммуникативные связи. [2]

В зарубежной же литературе отмечается ряд весьма неблагоприятных моментов - таких, как, например, снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении количества детей в семье, а также у каждого следующего по порядку рождения ребенка, формирование специфических личностных, адаптация к школе и т.д. В целом это - довольно широкое русло исследований, как эмпирических, так и теоретических. Считается, что знание о негативных сторонах многодетности необходимо и для государства и для выбора правильной демографической политики, и для семьи, планирующей количество детей.

Вторая причина, по которой необходимы подобные исследования, кроется в логике психогенетических исследований.

Неверно предполагать, что задача последних - только в поиске наследственных детерминант межиндивидуальной вариативности; исследование средовой составляющей привлекает не меньшее внимание ученых, работающих в этой области. В последнее десятилетие здесь наметился переход от изучения традиционно выделяемой межсемейной и внутрисемейной среды к "общей" и "индивидуальной" ( R. Plomin, I989).

"Общая" среда - это средовые влияния, делающие членов одной семьи похожими друг на друга; "индивидуальная" - та среда, которая, наоборот, приводит к различиям между ними, причем локус этих влияний может быть как внутри, так и вне семьи. В "индивидуальной" среде выделяются случайные и систематические влияния; к последним относится, среди прочего, и семейная конфигурация, то есть размер семьи, последовательность рождения детей и т.д.

Исследование индивидуальной среды на модели многодетной семьи продуктивно и потому, что и родители с каждым из детей, и сиблинги между собой имеют, в среднем 50% общих генов. Эта модель может оказаться оптимальным и наиболее экономным способом первичного выделения средовых факторов, значимых для формирования тех или иных индивидуальных особенностей, чем и определяется теоретическая значимость работы. [8]

Анализ зарубежных исследований дает основания считать, что основные усилия по изучению механизмов действия данных факторов необходимо сосредотачивать на исследовании психологических причин. Все остальные предлагаемые концепции (физиологические, экономические и др.), объясняя отдельные детали, в целом не выдерживают критики. Наиболее тщательно разработанная модель интеллектуального развития R. Zajonc (I960, 1983) представляет собой модель именно психологического толка.

Однако для проверки психологических гипотез нужно перейти от межcемейных сопоставлений (большинство исследований относится именно к ним) к анализу диадических взаимодействий внутри семей. На это также указывается в соответствующей литературе.Кроме того, судя по некоторым данным R. Zajonc(1983), в указанных выше феноменах многодетной семьи существуют явные крооскультурные различия. [11]

Сказанное определило цель нашего исследования.

Она заключается в том, чтобы:

а) выяснить, существуют ли в нашей культуре описанный феномены; б) психологически содержательно проанализировать роль размера семьи и очередности рождения в процессе формирования индивидуальности ребенка в многолетней семье.

Объектами исследования были. показатели интеллекта, креативности, образной и вербальной памяти, внимания, импульсивности-рефлексивности, интро-экстраверсии; оценивался также стиль воспитания детей в семье.

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие конкретные задачи.

1. Сопоставить перечисленные характеристики, a также школьные оценки у детей из многодетных семей и единственных детей.

2. По указанным показателям оценить сходство в парах; мать-отец, мать-ребенок, отец-ребенок, сиблинги.

3. Изучить особенности предпочитаемого каждым из родителей стиля воспитания и оценить его влияние на выраженность когнитивных и личностных показателей у детей.

Научная новизна данной работы состоит в том, что, во-первых, впервые в нашей стране проведено систематическое психологическое исследование детей из многодетной семьи, установлено влияние размера семьи и очередности рождения на индивидуальные показатели когнитивных и личностных характеристик; во-вторых, в исследовании получены новые данные о связи интеллекта с успешностью обучения, с другими когнитивными характеристиками, а также с личностными характеристиками; в-третьих, установлено влияние на полученные закономерности пола ребенка и родителя.

Практическое значение данного исследования определяется тем, что его результаты можно использовать при проведении психологической консультативной работы, при составлении социальных программ развития института семьи, а также в педагогической практике с целью индивидуализации обучения и воспитания детей из многодетных семей. Теоретические положения и полученные результаты используются при преподавании психологических дисциплин в Тираспольском педагогическом институте, при преподавании социальной и дифференциальной психологии на курсах "Школьный психолог" в Тираспольском институте усовершенствования учителей, а также применяются автором при проведении консультативной и коррекционной работы в качестве школьного психолога.



особенности семьи как объекта исследования:Глава 1. Психические особенности детей из многодетных семей как объект исследования Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье. Потребность в изучении психологических

особенности семьи как объекта исследования